Дошкольные учреждения данного назначения
создаются в целях ранней коррекции дефекта , а так же предупреждения вторичных
и последующих дефектов у детей. Наряду с решением общевоспитательных задач,
спец. ДДУ осуществляет лечебно-коррекционную работу, направленную на компенсацию
соответствующих недостатков в развитии и подготовку детей к обучению в массовой
или спец. школе.
Структура дошкольного учреждения для детей с ЗПР
Основным типом дошкольного учреждения
для детей с ЗПР являются детский сад и группы (с 12; 10,5; 24 ч в сутки 5-6
раб. дней в неделю). Все возрастные группы комплектуются с учетом возраста
(3 г - 8 человек; от 4-7 лет - 10-12 ч) спец. ДДУ имеет право разрабатывать
и корректировать (при возникающих обстоятельствах) свой устав, который утверждается
общим собранием коллектива и определяет общие условия его деятельности.
Организация работы спец. ДДУ
Порядок организации ДДУ спец.назначения,
специфика работы, правила приема в них, организация обучения и воспитания
детей определяются соответсвующими инструкциями и программами, а также методическими
документами , утвержденными Министерством Народного образования Республики
Узбекистан и согласуются с Мин. Здравоохранения РУз.
Режим работы спец.ДДУ устанавливается с учетом проведения
необходимой коррекционно-воспитательной работы, на основании анкетирования
родителей детей, посещающих дет.сад и утвержадется районным отделом народного
образования. В случае возникновения необходимости, а также на основании опроса
родителей, могут быть открыты одна или несколько дежурных круглосуточных групп.
Порядок комплектования спец.ДДУ, спец. групп, определяется инструкциями по
приему детей в эти учреждения, а также согласно "Положения о работе
областной, городской и районной М. П. К.". Комплектование групп в
спец.ДДУ должно осуществляться с учетом диагноза, количества детей в группе,
возраста детей и языка обучения (ответственность за это несет зав. д/с). В
спец.ДДУ для детей с ЗПР комплектование групп проводится за летний период
(июнь-август) с целью адаптации детей в дет.саду. Набор проводится постепенно
по мере выпуска детей в школу. Учебный год, согласно учебной программе, начинается
с 1 сентября по май месяц включительно, прием детей в течение года не рекомендуется.
Учебные детские каникулы зимой - 10 дней, в летний период в спец.ДДУ проводятся
летне-оздоровительные мероприятия. Обследования вновь поступивших детей проходит
в течении 2 недель (с 1 по 15 сентября) с целью выявления умений и навыков
поступивших детей, а также уровня их интеллектуального и речевого развития.
Обследование проводится в комплексе: дефектолог, воспитатель, врач-психоневролог,
психолог. Результаты обследования отражаются в личном деле ребенка.
Порядок направления и приема детей в спец. ДДУ
Прием детей в спец.ДДУ с диагнозом ЗПР осуществляется
на основании положения - с трех лет. М.П.К. районо, в которую входят на основании
положения по МПК:
- Председатель - Зав. Районо
- Зам. председателя - дошкольный инспектор
- Врач-психоневролог
- Дефектолог (методисты спец.ДДУ)
Дети в спец.ДДУ для детей с ЗПР принимаются на основании
путевки с заключением МПК, с указанием диагноза, срока и языка обучения. продолжительность
обучения зависит от возраста поступления, уровня интеллектуального и речевого
развития детей. На МПК направляются дети с заключением следующих специалистов:
- Заключение психоневролога о состоянии интеллекта ребенка;
- Заключение логопеда о состоянии слуха;
- Заключение окулиста о проценте зрения;
- Заключение ЛОР-врача о состоянии слуха;
- Характеристика ребенка из учреждения (откуда поступает);
- Справка с места жительства и с места рабботы родителей.
Данные документы являются обязательными. Решение комиссии
также является определяющим.
Основные медицинские показания к приему в спец д/с с ЗПР
- ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР по типу конституционного (гормоничного), психического и психофизического
инфантилизма;
- ЗПР сомотогенного происхождения с явлениями стойкой самотической астении;
- ЗПР в следствии других причин.
К другим показаниям к приему, является
педагогическая запущенность в следствии неблагоприятных микросоциальных условий
воспитания. В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить
только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается условно
на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в спец.ДДУ для детей с ЗПР
- олигофрения: органическая, гинзофренической слабоумие;
- выраженное нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
- выраженные нарушения речи: алалия, офазия, дизартрия, ринолалия, заикание;
- гинзофрения с выраженными растройствами эмоционально-волевой сферы
- выраженные формы психопатии, психоподобных состояний различной природы;
- частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения у
психоневролога;
- стойкий энурез и энкопрез;
- хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,
пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Если в период пребывания ребенка
в ДДУ выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению
через МПК или переводу в учреждения соответсвующего профиля.
Распределение обязанностей
- Занятия воспитателя:
- ИЗО; рисование (материал общеобразовательной программы); лепка (Хасанов,
Камарова); аппликация, конструирование (общеобр. программа)
- Математика: комплексное составление занятий в соответствии с недельной
тематикой (Метлина, "Игралочка" Мос. издания), программа (ребенок 3 тысячелетия)
- ФИЗО выборочно Пензуллаева + "Ребенок 3 тысячелетия" (проводит инструктор
по ФИЗО)
- Развитие речи: "Ребенок 3 тысячелетия"
- Занятия по заданию дефектолога
- Занятия дефектолога:
- Развитие речи, ознакомление с окружающим
- Звуковой анализ и синтез слов
- Подготовка к обучению грамоте
- Развитие грамматических категорий
- Постановка звуков, автоматизация и дифферензиация
Документация педагогов
- Документация дефектолога:
- Совместный план с воспитателем
- План фронтальных занятий
- Тетрадь индивидуальных занятий на неделю
- Личное дело ребенка (карта)
- Конспекты занятий на неделю (для молодых специалистов)
- Тетрадь индивидуальных занятий (детская)
- Документация воспитателя:
- Единый совместный план с дефектологом
- Мониторинг - диагностика (по разделам программы) с заполнением один
раз в квартал
- Фильтр
- Патронажная тетрадь
- Протоколы родительских собраний
- Конспекты занятий (для молодых специалистов)
- Рабочая папка (программа "Ребенок 3 тысячелетия", Гос. требования, новые
технологии, программы-разработки, необходимые для учебно-воспитаттельного
процесса)
Номенклатура спец.ДДУ
- Коррекционно-воспитательная работа:
- Заведующая детским садом
- Методист-дефектолог-логопед
- Дефектолог-логопед
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Психолог
- Инструктор по ФИЗО
- Преподователь по кружковой работе
- Лечебная работа
- Врач-психоневролог
- Врач-педиатр
- Массажист
- Старшая медсестра
- Инструктор по ЛФК
- Медсестра по физиотерапии
- Задержка психического развития конституционного характера - это нарушение
эмоционально-волевой сферы. Интеллектуальный уровень и антропометрические
данные таких детей во многом напоминают здоровых, но более младшего возраста.
- Задержка психического развития соматического происхождения чаще всего
обусловлена длительной соматической недостаточностью различного анамнеза,
а именно хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки сердца
и другое.
- Задержка психического развития психогенного происхождения.
Причиной возникновения этой формы является неблагоприятная микросоциальная
среда, отрицательно воздействующая на формирование личности ребенка, т.е.
в зависимости от неадекватных условий воспитания, развитие личности имеет
форму психической неустойчивости. К ней относится измененная типаровка,
социальная безнадзорность, результат постоянных грубых, жестоких, агрессивных
отношений родителей с ребенком.
- Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Эти дети составляют большой процент среди всех форм ЗПР, характеризуются
большой стойкостью и относительной выраженностью дефекта. Изучение аналогических
данных этих детей показывает наличие органической недостаточности нервной
системы.