О нас |  Наши методики |  Проект государственных образовательных требований для дошкольных учреждений с задержкой психического развития

Проект государственных образовательных требований для дошкольных учреждений с задержкой психического развития




  1. Положение о дошкольном учреждении коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
  2. Классификация детей с ЗПР, посещающих данные спецучреждения



  1. Положение о дошкольном учреждении коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
  2.     Дошкольные учреждения данного назначения создаются в целях ранней коррекции дефекта , а так же предупреждения вторичных и последующих дефектов у детей. Наряду с решением общевоспитательных задач, спец. ДДУ осуществляет лечебно-коррекционную работу, направленную на компенсацию соответствующих недостатков в развитии и подготовку детей к обучению в массовой или спец. школе.

    Структура дошкольного учреждения для детей с ЗПР

        Основным типом дошкольного учреждения для детей с ЗПР являются детский сад и группы (с 12; 10,5; 24 ч в сутки 5-6 раб. дней в неделю). Все возрастные группы комплектуются с учетом возраста (3 г - 8 человек; от 4-7 лет - 10-12 ч) спец. ДДУ имеет право разрабатывать и корректировать (при возникающих обстоятельствах) свой устав, который утверждается общим собранием коллектива и определяет общие условия его деятельности.

    Организация работы спец. ДДУ

        Порядок организации ДДУ спец.назначения, специфика работы, правила приема в них, организация обучения и воспитания детей определяются соответсвующими инструкциями и программами, а также методическими документами , утвержденными Министерством Народного образования Республики Узбекистан и согласуются с Мин. Здравоохранения РУз.
        Режим работы спец.ДДУ устанавливается с учетом проведения необходимой коррекционно-воспитательной работы, на основании анкетирования родителей детей, посещающих дет.сад и утвержадется районным отделом народного образования. В случае возникновения необходимости, а также на основании опроса родителей, могут быть открыты одна или несколько дежурных круглосуточных групп. Порядок комплектования спец.ДДУ, спец. групп, определяется инструкциями по приему детей в эти учреждения, а также согласно "Положения о работе областной, городской и районной М. П. К.". Комплектование групп в спец.ДДУ должно осуществляться с учетом диагноза, количества детей в группе, возраста детей и языка обучения (ответственность за это несет зав. д/с). В спец.ДДУ для детей с ЗПР комплектование групп проводится за летний период (июнь-август) с целью адаптации детей в дет.саду. Набор проводится постепенно по мере выпуска детей в школу. Учебный год, согласно учебной программе, начинается с 1 сентября по май месяц включительно, прием детей в течение года не рекомендуется. Учебные детские каникулы зимой - 10 дней, в летний период в спец.ДДУ проводятся летне-оздоровительные мероприятия. Обследования вновь поступивших детей проходит в течении 2 недель (с 1 по 15 сентября) с целью выявления умений и навыков поступивших детей, а также уровня их интеллектуального и речевого развития. Обследование проводится в комплексе: дефектолог, воспитатель, врач-психоневролог, психолог. Результаты обследования отражаются в личном деле ребенка.

    Порядок направления и приема детей в спец. ДДУ

        Прием детей в спец.ДДУ с диагнозом ЗПР осуществляется на основании положения - с трех лет. М.П.К. районо, в которую входят на основании положения по МПК:
    1. Председатель - Зав. Районо
    2. Зам. председателя - дошкольный инспектор
    3. Врач-психоневролог
    4. Дефектолог (методисты спец.ДДУ)
        Дети в спец.ДДУ для детей с ЗПР принимаются на основании путевки с заключением МПК, с указанием диагноза, срока и языка обучения. продолжительность обучения зависит от возраста поступления, уровня интеллектуального и речевого развития детей. На МПК направляются дети с заключением следующих специалистов:
    1. Заключение психоневролога о состоянии интеллекта ребенка;
    2. Заключение логопеда о состоянии слуха;
    3. Заключение окулиста о проценте зрения;
    4. Заключение ЛОР-врача о состоянии слуха;
    5. Характеристика ребенка из учреждения (откуда поступает);
    6. Справка с места жительства и с места рабботы родителей.
        Данные документы являются обязательными. Решение комиссии также является определяющим.

    Основные медицинские показания к приему в спец д/с с ЗПР

        К другим показаниям к приему, является педагогическая запущенность в следствии неблагоприятных микросоциальных условий воспитания. В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается условно на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.

    Не подлежат приему в спец.ДДУ для детей с ЗПР


        Если в период пребывания ребенка в ДДУ выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению через МПК или переводу в учреждения соответсвующего профиля.

    Распределение обязанностей

    1. Занятия воспитателя:
      1. ИЗО; рисование (материал общеобразовательной программы); лепка (Хасанов, Камарова); аппликация, конструирование (общеобр. программа)
      2. Математика: комплексное составление занятий в соответствии с недельной тематикой (Метлина, "Игралочка" Мос. издания), программа (ребенок 3 тысячелетия)
      3. ФИЗО выборочно Пензуллаева + "Ребенок 3 тысячелетия" (проводит инструктор по ФИЗО)
      4. Развитие речи: "Ребенок 3 тысячелетия"
      5. Занятия по заданию дефектолога
    2. Занятия дефектолога:
      1. Развитие речи, ознакомление с окружающим
      2. Звуковой анализ и синтез слов
      3. Подготовка к обучению грамоте
      4. Развитие грамматических категорий
      5. Постановка звуков, автоматизация и дифферензиация

    Документация педагогов

    1. Документация дефектолога:
      1. Совместный план с воспитателем
      2. План фронтальных занятий
      3. Тетрадь индивидуальных занятий на неделю
      4. Личное дело ребенка (карта)
      5. Конспекты занятий на неделю (для молодых специалистов)
      6. Тетрадь индивидуальных занятий (детская)
    2. Документация воспитателя:
      1. Единый совместный план с дефектологом
      2. Мониторинг - диагностика (по разделам программы) с заполнением один раз в квартал
      3. Фильтр
      4. Патронажная тетрадь
      5. Протоколы родительских собраний
      6. Конспекты занятий (для молодых специалистов)
      7. Рабочая папка (программа "Ребенок 3 тысячелетия", Гос. требования, новые технологии, программы-разработки, необходимые для учебно-воспитаттельного процесса)

    Номенклатура спец.ДДУ

    1. Коррекционно-воспитательная работа:
      1. Заведующая детским садом
      2. Методист-дефектолог-логопед
      3. Дефектолог-логопед
      4. Воспитатель
      5. Музыкальный руководитель
      6. Психолог
      7. Инструктор по ФИЗО
      8. Преподователь по кружковой работе
    2. Лечебная работа
      1. Врач-психоневролог
      2. Врач-педиатр
      3. Массажист
      4. Старшая медсестра
      5. Инструктор по ЛФК
      6. Медсестра по физиотерапии


  3. Классификация детей с ЗПР, посещающих данные спецучреждения
    1. Задержка психического развития конституционного характера - это нарушение эмоционально-волевой сферы. Интеллектуальный уровень и антропометрические данные таких детей во многом напоминают здоровых, но более младшего возраста.
    2. Задержка психического развития соматического происхождения чаще всего обусловлена длительной соматической недостаточностью различного анамнеза, а именно хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки сердца и другое.
    3. Задержка психического развития психогенного происхождения.
      Причиной возникновения этой формы является неблагоприятная микросоциальная среда, отрицательно воздействующая на формирование личности ребенка, т.е. в зависимости от неадекватных условий воспитания, развитие личности имеет форму психической неустойчивости. К ней относится измененная типаровка, социальная безнадзорность, результат постоянных грубых, жестоких, агрессивных отношений родителей с ребенком.
    4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
      Эти дети составляют большой процент среди всех форм ЗПР, характеризуются большой стойкостью и относительной выраженностью дефекта. Изучение аналогических данных этих детей показывает наличие органической недостаточности нервной системы.